Грузозахватные приспособления

 

Грузозахватные приспособления. Строповка, обвязка и зацепка грузов для подъема, перемещения и опускания их в процессе производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ автомобильными кранами осуществляются при помощи грузозахватных приспособлений. В зависимости от назначения, формы, размеров и массы груза используются съемные грузозахватные приспособления: стропы, траверсы, клещи, захваты.

По числу ветвей канатные стропы подразделяют  на кольцевые одноветвевые, двухветвевые, четырехветвевые. Цепные стропы кольцевые используют при подъеме груза, обвязка которого обычными многоветвевыми стропами невозможна (трубы, металлопрокат, доски и т.д.).

Одноветвевой строп обычно применяют для захвата грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами. Многоветвевые стропы применяют для подъема и перемещения кранами оборудования, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки (петли, проушины) для зацепки крюками грузозахватного приспособления.

Крюки стропов должны быть снабжены замками (защелками), которые исключают возможность выпадения этих крюков из петель (проушин, скоб) при подъеме и опускании груза кранами. Нагрузка на ветви многоветвевого стропа должна распределяться равномерно. Неравномерное распределение нагрузки приводит к преждевременному износу стропа.

В четырехветвевых стропах, предназначенных для перемещения плит, блоков, контейнеров, средств пакетирования, нитки стропов должны быть равны по длине между собой.

Канатные стропы одноветвевой (а), кольцевой (б), двухветве-вой (в), четырехветвевой (г)

stropy.jpg

1 — коуш; 2 — заплетка; 3 — канат; 4 - подвеска; 5 — ветви стропов; 6 — крюк стропов; 7 — замок крюка стропов

 

В стропах для монтажа лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей зависит от угла наклона опорной поверхности к основанию.

Более совершенными стропующими устройствами являются траверсы, с помощью которых автомобильные краны перемешают крупногабаритные грузы и длинномерные материалы, монтируют крупноразмерные и сложные по конфигурации конструкции, устанавливают конструкции в проектном положении с высокой точностью, поднимают грузы двумя спаренными кранами. В конструкции траверс объединены все виды стропующих устройств в различных сочетаниях. Благодаря наличию несущих продольных балок или ферм, за которые закрепляют стропующие устройства, удается избежать большого наклона ветвей, чем значительно уменьшается высота строповки груза.

Съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в журнале учета кранов и грузозахватных приспособлений. В процессе производства работ кранами владелец грузозахватных приспособлений должен осматривать траверсы и захваты каждый месяц, стропы через каждые 10 дней.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен производиться по инструкции, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. При отсутствии такой инструкции браковку стропов производят в соответствии с Приложением 15 Правил ПБ 10-382-00. Результаты осмотра грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра. Перед применением осмотр грузозахватных приспособлений должны производить стропальщики. Грузозахватные приспособления, неисправные или не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ кранами.

В качестве грузозахватных устройств используют грузовые крюки, к которым при помощи чалочных приспособлений, канатных или цепных строп прикрепляют перемещаемый груз. Для перегрузки сыпучих и кусковых материалов применяют грейферы. Большое распространение получили и специальные захваты для массовых штучных грузов: для камня — клещи, для листового металла — зажимы, для бревен — захваты и т. п.

На автомобильных кранах распространение грузовые крюки получили однорогие грузовые крюки. Они имеют трапециевидное поперечное сечение, у которого большая сторона трапеции расположена на внутренней рабочей части крюка. В верхней части крюк заканчивается хвостовиком в виде круглого стержня с резьбой на конце, что позволяет подвешивать их к поперечинам блочных обойм. Размеры клюков, а также требования к качеству их изготовления определены в ГОСТах 6627—63 и 2105—63.

Крюки изготовляют ковкой или штамповкой из стали марки 20 по ГОСТу 1050—60.

За состоянием грузовых крюков необходимо постоянно наблюдать. Периодически, не реже одного раза в год, каждый крюк следует испытывать пробной нагрузкой, превышающей наибольшую грузоподъемность крана на 25%.

                                       Стропы

Стропами называются простые гибкие грузозахватные приспособления, состоящие из отдельных отрезков стальных канатов или цепей, имеющих на концах крюки, кольца или серьги для подвешивания груза.

Канатные стропы разделяются на универсальные, облегченные и многоветвёвые.

stropy_2.jpg

а — универсальный; б — облегченный; в — многоветвевый

Облегченный строп (рис. 16, б) состоит из одной ветви с закрепленными на концах крюками или петлями. Многоветвевыи строп (рис. 16, в) состоит из собранных на кольце нескольких ветвей, имеющих на концах серьги, крюки или захваты. Цепные стропы также могут быть замкнутыми или открытыми с крюками или захватами на концах. Для изготовления таких строп применяют сварные некалиброванные цепи по ГОСТу 2319—55.

Преимуществом канатных строп перед цепными является меньший вес, а недостатком — большая жесткость и стремление к перекручиванию. Кроме того, при перемещении грузов с острыми кромками они сильно перегибаются и быстро изнашиваются.

Цепные стропы отличаются большой гибкостью во всех направлениях. Однако они тяжелы, чувствительны к толчкам, а также характеризуются внезапностью разрыва и большим износом звеньев в местах сопряжений.

Схемы строповки грузов

1.jpg

2.jpg